ИСТОРИЯ
В 1965 году впервые в СССР возникло уникальное учебное
заведение – политехникум ЛВЦ ВОГ (Ленинградский Восстановительный центр
Всероссийского Общества глухих). Создателем его был Гейльман Иосиф Флорианович,
сын глухих родителей. Его отец до
революции окончил художественно-промышленное училище Штиглица, во время СССР
работал конструктором на «Электросиле». Мать окончила Смольный институт и работала ретушером в фотоателье Карла
Буллы. Художественно-интелектуальная среда повлияла на развитие Гейльмана и
после войны он создал в Ленинграде при ДК ВОГ художественную студию, в которую приезжала учиться талантливая глухая
молодежь со всего СССР. Изостудия со временем,
благодаря организаторским способностям ее руководителя и связям в ЦП ВОГ,
превратилась в ЛВЦ ВОГ, который не только давал образование глухой молодежи в СССР,
но также имел свою производственную базу – УПП (учебно-производственное
предприятие), дающее благодаря государственным заказам большую прибыль. ЛВЦ строил дома для сотрудников и
трудоустраивал многих выпускников центра. В типографии УПП издавались книги,
словари жестов и многочисленная методическая литература. Молодые инвалиды в
политехникуме получали хорошее образование на разных отделениях и профессии –
художника-оформителя широкого профиля, бухгалтера, организатора
культурно-просветительной работы для ДК ВОГ, сурдопереводчика, юриста,
радиомонтажника, печатника высокой печати, переплетчика. Наиболее талантливые и
целеустремленные получали высшее образование и добивались больших успехов в
жизни.
ХУДОЖНИКИ
Художественное отделение было основным с самого начала
и благодаря изостудии при ДК ВОГ в Ленинграде возник политехникум ЛВЦ ВОГ. Отделение
ХОО было самым зрелищным и востребованным, готовило художественные кадры для
агитационной пропаганды в СССР. Первые слышащие преподаватели в ЛВЦ были
выпускники художественного института им.И.Е.Репина и они свои академические знания
отдавали глухим студентам, учили их по методике соцреализма, принятой в
институте, и адаптированной для инвалидов. Студенты за 5 лет учебы осваивали
рисунок, живопись, жанровую композицию и станковую графику, черчение и
перспективу, анатомию, декоративное оформление и промграфику (для создания
агитационно-пропагандисткого оформления ). Выпускники получали полное среднее
образование. Дизайна как такового со времени появления ЛВЦ и до начала 1990-
годов в процессе обучения почти не существовало. Студенты изучали классическое реалистическое
искусство и осваивали соцреализм как способ отражения окружающей жизни. Дипломные
работы защищались в традиционных академических видах искусства: реалистичные пейзажи,
натюрморты, портреты, жанровые сюжетные живописные композиции, станковая графика,
книжная иллюстрация, агитационный плакат и декоративно-прикладное искусство.
Преподавали высокопрофессиональные мастера-художники, ведущие активную творческую
деятельность.
Позже появились новые преподаватели-дизайнеры,
выпускники высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (ныне
Академии дизайна). Они постепенно вводили в учебные программы новые
изобразительные методики и упражнения, имеющие отношение к дизайну.
Когда художественное отделение возглавил Саткоев Мухар
Григорьевич, выпускник ЛВХПУ им.Мухиной, художник-монументалист, в программах художественного
отделения появилось больше учебных предметов, связанных с дизайном и с народным
творчеством. Это делалось для углубления художественных знаний и получения
более разностороннего нового взгляда на искусство у будущих художников. В
состав преподавателей-художников вошли молодые педагоги-инвалиды, бывшие
выпускники ЛВЦ ВОГ, получившие высшее художественное образование.
ПЕРЕСТРОЙКА
Во время перестройки Центральное Правление Всероссийского
Общества Глухих в связи с отсутствием государственного финансирования и
собственной несостоятельности решило закрыть политехникум ЛВЦ ВОГ, тем самым
лишив инвалидов по слуху получить крайне необходимые им профессии. Для себя ЦП
оставило все УПП и обширную недвижимость для получения денежных средств на свою
жизнедеятельность. Чтобы сохранить уникальное учебное заведение для глухих
инвалидов, имеющее широкую мировую известность, новое правительство России по просьбе коллектива ЛВЦ передало его
в ведение Министерства социального развития и
здравоохранения. Со временем, преодолев полосу экономической и правовой
нестабильности, ограниченного финансирования, бывший ЛВЦ преобразовался в ФКОУ
СПО МЦР (колледж). Большая заслуга в этом принадлежит второму директору
Синицыной Л.Г. и педагогическому коллективу. Выпускники художественного
отделения снова стали получать полное среднее образование.
МЕДИЦИНА
С самого начала создания ЛВЦ ВОГ подразумевалось, что
с помощью визуальных искусств и комплекса физических, культурных,
образовательных дисциплин молодые неслышащие инвалиды смогут «восстановить»
свое психическое, физическое здоровье, получить профессиональное образование и улучшать
социально-материальное положение в структуре советского общества. Слухоречевая
лаборатория в ЛВЦ исследовала многие физические параметры потери слуха и
внедряла медицинские и логопедические методики реабилитации инвалидов.
Происходило обучение чтению с губ, отчасти восстанавливали в некоторой степени
слух или приостанавливали его падение, тотально глухие учились говорить и
читать по губам. Происходил внепрограммный сверхпроцесс реабилитации с помощью
арт-терапии.
Классическое искусство и обучение ему имеет огромный
эмоциональный и психологически положительный аспект в развитии духовной
личности. Интуитивно все это осознавалось при создании художественного
отделения и весь комплекс учебных и практических методик был направлен на
максимальное внедрение методов арт-терапии в жизнь. Для неслышащих инвалидов
наиболее подходящим видом самореализации и творческого развития считалось визуальное
искусство. В этом направлении было достигнуты большие успехи. Даже за рубежом
не было аналогов ЛВЦ в учебных заведениях и в обучении неслышащих художников.
Фактически вся творческая художественная неслышащая элита в СССР была из выпускников ЛВЦ ВОГ. Произведения
искусства, созданные неслышащими выпускниками ЛВЦ, доминировали на
международных выставках глухих художников и получали многочисленные награды. В
этом виде творчества не было разницы между инвалидами и здоровыми людьми.
К сожалении, глухота ограничивает социальную адаптацию
и возможности инвалидов успешно социализироваться в современном рыночном обществе.
Если учесть, что часто глухота отрицательно влияет на функции мозга и
восприятия, на саморазвитие не в лучшую сторону, то приравнивать таких
инвалидов в учебном процессе к нормальным здоровым людям нелогично. Вся учебные
и методические программы ЛВЦ и МЦР были адаптированы именно на инвалидов с
учетом их особенностей. При этом всеми
способами старались максимально развить их способности, оказать психологическую
поддержку, внушить уверенность в свои силы, дать широкую возможность освоить
различные виды художественного и декоративно-прикладного творчества, чтобы с
его помощью можно было найти работу, успешно адаптироваться в современном обществе,
помочь себе с помощью арт-терапии в дальнейшей жизни.
ДИЗАЙН
В настоящее время отделение стало выпускать дизайнеров.
В МЦР имеется хорошо оборудованная компьютерная лаборатория, созданная при
поддержке голландского проекта МАТРА с
целью создания видео-компьютерных обучающих курсов по жестовой речи. В этой
лаборатории выполняются виды работ для администрации центра, печатаются документы.
Для обучения информатике, компьютерной графике, графическому дизайну, дизайну и
рекламным технологиям,
дизайн-проектировнию имеются кабинеты с компьютерами.
На отделении «Дизайн» сохраняются проверенные временем
наиболее востребованные учебные программы и практические упражнения по
различным отраслям дизайна. Учитываются медико-психологические особенности
инвалидов и учебные программы адаптированы для них. Они максимально приближается
к уровню нормальных людей, используются все доступные высокотехнологичные виды
обучения и дизайна среды.
Дизайн в глобальном понятии охватывает все области
современной жизни. Существует большое разнообразие отраслей дизайна.
Концептуальный дизайн предвидит новые концепции в развитии общества и сам
создает новые тенденции в прогрессе разных структур общества. Создание новых
образов дизайна со временем претворяется в жизнь. Возможно успешное внедрение
дизайна в медико-образовательный процесс. До сих пор полностью не осознано значение дизайна в жизни цивилизации. В
настоящее время стремительно прогрессирующее информационно-технологическое
развитие требует уделять более пристальное внимание дизайну. Глобальная цель
дизайна – максимально адаптировать к возможностям и потребностям человека и
создать более высокий уровень окружающей среды во всех ее видах и придать развитию человеческой цивилизации
новый эволюционный уровень.
Различные виды дизайна доминируют на рынке труда и в
бизнесе. Выпускникам-дизайнерам легче найти работу и самоутвердиться. При наличии
хорошей профессиональной подготовки и личной целеустремленности выпускники колледжа
МЦР могут успешно адаптироваться в жизни, поступить в ВУЗ для дальнейшей
профессиональной самореализации.
Следует учесть, что поступают в МЦР выпускники
массовых и специализированных школ для инвалидов, не имеющие навыков
художественного обучения и без необходимого художественного образования.
Применять к ним требования высшей школы для здоровых людей нельзя. Задача
колледжа – дать студентам базовые основы художественного образования и дизайна,
расширить их мировоззрение, кругозор и помочь найти в широком диапазоне
отраслей дизайна необходимую для них специализацию по душе. |